Наверх
«Выживут ли печатные СМИ в эпоху Интернета?» - выживут

Первое в этом семестре занятие прошло в школе научной журналистики ИжГТУ.

23 октября в бизнес-инкубаторе с нашими «школьниками» позанималась главный редактор единой редакции медиагруппы «Центр» Вероника Иванова. Разговор состоялся серьёзный, «Выживут ли печатные СМИ в эпоху Интернета?» – его тема.

Как создаются востребованные газеты на рынке СМИ, как работают редакции, входящих в состав медиагруппы «Центр», почему именно так, а не иначе – вопросов было великое множество, но ни один из них не остался без ответа.

Мы живем в эпоху Интернета. Большинство современной молодежи не читает печатные газеты, отдавая предпочтение электронным версиям (это в лучшем случае), тиражи падают… В этих условиях ни одно СМИ не может позволить себе жить обособленно от мира, должно ориентироваться в своей работе на более удачный опыт коллег, следить за тенденциями и, самое главное, знать, чувствовать своих читателей. Для того, чтобы понять их потребности, нужно знать миссию любого СМИ – помочь человеку найти нужную информацию, освободив тем самым от самостоятельного поиска.

Конечно же при условии, что любое слово было им понятно. Это связано с «клиповым мышлением» современной молодёжи, для которой характерны быстрота восприятия информации, высокая скорость реакции, активная жизненная позиция вкупе со стремлением быть успешным, все успевать. Такой тип потребления информации получил название «легкий читатель». Он постоянно находится в движении, смотрит поверхностно, в первую очередь картинки и заголовки, читают избирательно и понемногу. Интересы такого читателя: события моего города.

Чтобы получить реалистичный портрет своего читателя, необходимо фундаментально подходить к изучению аудитории: иметь в структуре отдел маркетинга, изучать рынок, общаться с потребителями. Для газеты важны сервисы обратной связи в социальных сетях, на интернет-портале: предложить тему, задать вопрос, обсудить.

Наиболее удачным примером на российском рынке печатных СМИ является тульская газета «Слобода», где 41% контента формируется самими читателями. Тираж газеты составляет 100 тыс. экземпляров, при том, что жителей всего 620-630 тыс. Каждый шестой ее читает, а это - 51% местных читателей.

Теперь подойдём вплотную к самой газете. Нужно ли разделять газету и сайт? - да, нужно, считает Вероника Иванова. Между ними – две большие разницы - разные заголовки и объёмы материалов. Одна полоса газеты занимает приблизительно 6 тыс. знаков, в Сети человек может безболезненно  воспринять от 1,5 до 3,5 тыс. знаков. Если вывешивается большой материал в 10 тыс. знаков, в этом случае он дробится на несколько частей (по 1,5 тыс. зн. каждая), которые разделены между собой слайд-шоу из фотографий, перевод части текста в инфографику и т.д. В газете с текстом лучше поступать по такому же принципу – максимально разнообразить формы подачи.

Откуда мне взять интересную и актуальную тему? – «греем уши», господа…

 «Как писать?» - извечный вопрос не только начинающих журналистов. Вот несколько основных принципов работы от Вероники Ивановой:

- Пишем кратко и ёмко. Важно, чтобы читатель воспринимал текст как картинку, получал огромное количество образов. Писать так, будто вы сейчас говорите с читателем: понятно и просто.

- Постоянно задавать себе вопросы: «Зачем я это пишу?», «Что важного я написал?».

- Отсутствие эмоциональной привязки к тексту уже при первой читке. После того, как вы написали текст, позвоните маме, попейте кофе с коллегой – абстрагируйтесь, переключайтесь на другие мысли. Далее - перечитка и сокращение в два раза. [Обычно под сокращение попадают прилагательные, причастные и деепричастные обороты, длинные описания, вводные слова «я думаю», «по моему мнению».]

- Минимум три читки перед сдачей редактору.

Вероника Иванова:

- Эти принципы помогают нам выжить. Пока работают люди неравнодушные, пока находятся на шаг впереди не только конкурентов, технологий, но и потребителей. Мы смотрим туда, куда смотрят люди – это единственно правильный путь. Отвечаю на вопрос, состоящий в теме мастер-класса – печатные СМИ выживут, по крайней мере в ближайшие 20-30 лет.

Участники о встрече:

Председатель информационного направления координационного студенческого совета ИжГТУ, редактор газет «Привет, пингвин!» и «В теме», студент факультета экономики, права и гуманитарных наук Евгения Санникова:

- Спасибо Веронике – она стала для нас ветром перемен. Вечером уже появилось море идей.

Редактор газеты «ИСтория», студент инженерно-строительного факультета Татьяна Овчинникова:

- Очень много полезной информации, которую я сразу проецировала на газету, в том числе о зонах внимания читателя, шрифт, впервые услышала про «точку входа» - то, за что цепляется внимание человека, когда он видит газетную полосу. У меня появилась уверенность, поскольку подтвердилась правильность некоторых идей.

P.S. Во время мастер-класса наша гостья подчеркнула, СМИ начали ориентироваться на научно-популярные материалы. Людей, как ни крути, интересует то, что изобретают и производят в Ижевске. Не забывайте, мы – город мастеров, тесно связанный с наукой и техникой. Приходите, будем учиться вместе.


Координатор школы научной журналистики ИжГТУ

Валерия Пешкова

Фото: Сергей Клюкин

Календарь событий